Психоз на почве религии

Психоз на почве религии

Войти

Психиатрия религии. Психические расстройства с религиозными переживаниями.

Религиозно-мистические состояния, включающие в себя озаре­ния, пророчества, откровения, видения, экстатические переживания, глоссолалии, известны не одно тысячелетие. Вместе с тем они неод­нозначно понимаются в психиатрии: до сих пор не выяснено, при каких условиях эти состояния являются выражением религиозного опыта, а при каких относятся к психопатологии.

Описывая паранойю, E. Kraepelin отметил, что «у больных при ре­лигиозном направлении мыслей под влиянием откровений во сне дело может дойти до бреда пророчества, до представления, что они избран­ники Божий и мессии, причем обнаруживается стремление совер­шать публичные богослужения, приобретать сторонников».

«Экстатические переживания, видения небесного блаженства, бред о таинственном соединении с богом, чувственный бред с религиоз­но-мистическим содержанием, часто демономанический, сновидные помрачения сознания с отсутствием или смутностью воспоминаний» R. Kraft-Ebing рассматривал в рамках истерического помешательства.

Религиозное помешательство (paranoia religiosa) как отдельную болезненную форму очертил В. П. Сербский. «Заболевание чаще встре­чается у людей неуравновешенных, скудоумных, мечтательных, от­личающихся наклонностью к таинственному, чудесному. Началу за­болевания предшествуют экзальтация, чувство просветления, сладострастное возбуждение. В сфере восприятия отмечаются зрительные галлюцинации, на протяжении которых возникают от­верстое небо, лики Христа, святые, Божья матерь; слуховые галлю­цинации о возложении высокой миссии, ложные узнавания. Содер­жанием мышления является религиозный бред о божественном призвании (мужчины — пророки, мессии; женщины — Христовы невесты, Богоматери. Бредовое поведение характеризуется борьбой с бесовским наваждением, нанесением себе тяжелых повреждений». Французские психоневрологи J. M. Charkot, PM. Richetr и P. Janet при изучении гипнотических состояний установили общность сим­птомов истерии и истероэпилепсии с бесоодержимостью, демономанией, кликушеством.

Взгляд психиатров на религиозные феномены достаточно широк. Крайняя точка зрения высказана немецким психиатром W. Hellpach. По его мнению, «религиозный элемент почти всегда выступал в ис­тории в болезненной оболочке и распространялся и претерпевал свои решающие превращения всегда на крыльях массовой душевной бо­лезни». Отечественные психиатры в своих оценках не были столь категоричны. С. С. Корсаков, например, подчеркивал, что «религия сама по себе не имеет влияния на душевные заболевания, но религи­озный фанатизм и суеверия служат нередко причинами душевных болезней. Часто под влиянием религиозных суеверий развивается бред одержимости нечистым духом. Между монахинями также встре­чается значительное число душевнобольных, но может быть, это зависит от того, что само поступление в монашество является у неко­торых выражением психической неуравновешенности. Принадлеж­ность к некоторым сектам, особенно проникнутым нетерпимостью, изуверством и фанатизмом, а также к таким, в которых религиозный культ соединяется с сильным душевным возбуждением, доходящим до экстаза, способствует к развитию душевных заболеваний». Описывая религиозное помешательство, С. С. Корсаков заметил, что «данному расстройству подвержены люди с невропатическим скла­дом, малоумные, склонные к мистицизму с детства. Продромальный период обыкновенно проявляется в симптомах неврастении, период развития болезни выражается в ненормальной оценке, в символиза­ции, в принятии на свой счет различных знамений и отрывочных галлюцинаций».

Бредовой период характеризуется быстрым появлением идей ве­личия, бреда святости, бреда близости к божеству; у женщин встре­чается представление себя Богоматерью, невестой Христа, Магда­линой. Нередко вместе с идеями величия появляются и идеи преследования (враждебные влияния злых духов, иноверцев, анти­христа).

Исследуя типы мировоззрения душевнобольных, K. Jaspers отме­чал, что «путешествия души в потусторонний мир, трансцендентная сверхчувственная география этого мира — все это носит универсаль­ный для всего человечества характер, но только у душевнобольных это выступает в качестве самым наглядным образом подтвержденно­го, живого переживания. Даже в наше время, исследуя психозы, мы сталкиваемся с подобными содержательными элементами в формах, изобилующих поразительными подробностями и отличающихся интеллектуальной глубиной».

Взаимоотношениям психиатрии и религии уделялось большое внимание в последних работах Д. Е. Мелехова. Им установлен двоя­кий характер религиозного переживания. С одной стороны, оно мо­жет быть в случае патологии непосредственным отражением симптомов болезни, а с другой — проявлением здоровой личности, и тогда, даже при наличии болезни, вера в бога помогает человеку сопротив­ляться болезненному процессу, приспособиться к нему и компенси­ровать дефекты, внесенные болезнью в его личность.

Установлению взаимосвязей психиатрии и религии во многом способствовали близкие к психиатрии направления — психотера­пия, включая психоанализ, психология религии, нейрофизиология, религиозная философия.

Далее — тут.

Использованные источники: fales-miletsky.livejournal.com

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Анафранил от бессонницы

  Бессонница тошнота озноб

  Кто и как сам смог справиться с бессонницей

В чем причина психических заболеваний?

Излечимы ли психические заболевания?

Можно ли душевнобольному помочь без лекарств?

Допустимо ли кодирование для лечения алкоголизма?

На эти и другие вопросы отвечает православный психотерапевт Дмитрий Авдеев.

— Какой должна быть последовательность медицинской и духовной помощи при психических расстройствах? Чему уделять большее внимание?

— Все в свое время. Если мы говорим о психозах (расстройствах, сопровождающихся бредом, галлюцинациями, и проч. – ред.), то на первом этапе должна быть, конечно, врачебная помощь. Она должна снять основные симптомы заболевания, вернуть больному сознание, критику, адекватное (соответствующее нормальному состоянию сознания – ред.) поведение. По мере выздоровления должна преобладать уже психологическая и духовная помощь, а медицинская будет сокращаться. Динамика именно такая.
Я уже 20 лет веду прием. И приходилось часто наблюдать, как верующие родственники психически тяжело больного человека стремились в первую очередь вести его на отчитку. Это неверное поведение.
Есть три главные причины развития психических заболеваний. Причина первая: от естества человека. Действительно, индивидуальные биологические, генетические факторы играют здесь решающую роль. Бывают болезни как следствие поработивших душу греховных страстей – алкоголизм, наркомания, игромания и прочее. А бывают психические расстройства как следствие демонического воздействия. Нужно знать причины развития душевных недугов, и в зависимости от причины применять нужное врачевство.

— Излечимы ли психические заболевания?

— Пограничные расстройства принципиально обратимы. Но бывают варианты. Профессора Киселев и Сочнева наблюдали, как ведут себя невротики. И что интересно: один вид невроза уходит, а на его место приходит другой вид. То есть, если человек склонен к тому, чтобы реагировать на жизнь невротично, он всегда и пребывает в состоянии невроза.
Большие психозы, к которым относится шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, считаются принципиально неизлечимыми, но здесь важно понимать, что такое ремиссия (исчезновение признаков болезни – ред.), и не ставить знак равенства между понятиями “неизлечимость” и “тяжесть”. Мы, врачи, стремимся к длительным ремиссиям, чтобы человек, если это возможно, восстановил какую-то трудоспособность, полноценно жил в семье, трудился, посещал храм.
Например, шизофрения – это хроническое психическое заболевание. И, в данном случае, что понимать под излечимостью? Состояние, когда ушли явления галлюцинаций, бреда? Скажем, если человек страдает гипертонией, принимает лекарства, соблюдает режим, ведет здоровый образ жизни, то, большей частью, цифра его артериального давления на хорошем уровне. Когда у человека зарубцевалась язва, врач пишет: “язвенная болезнь: состояние ремиссии”. Эта болезнь может и не развиться дальше, если человек ведет правильный образ жизни, правильно питается.
Недавно ко мне пришел один больной и сказал: “Доктор, я – алкоголик, и 20 лет уже не пью”. Какой правильный подход! Но если он ослабит самоконтроль, если перестанет молиться, если начнет хотя бы немножко употреблять спиртное, риск того, что он сорвется и опять разовьется стойкая алкогольная зависимость – огромный.
Главная проблема – адаптация психически больных в обществе, доброе отношение к ним, духовная реабилитация. Важно, чтобы человек нашел свое место в жизни. И здесь велико значение близких, окружения. Важно не паниковать, не нагнетать атмосферу нервозности, помогать. В конце концов, мы живем в потоке святого промысла Божьего.

— Многим кажется, что душевнобольному можно помочь без лекарств. Вообще, люди боятся психиатрических больниц. Насколько опасно откладывать лечение или избегать его?

— Я порой встречаюсь с ситуациями, когда приходит мама и говорит: “Я ни за что не сдам своего сына в психиатрическую больницу!” Какое выражение она употребляет: “не сдам”! Она делает своему сыну медвежью услугу.
Вот когда мама ведет трехлетнего малыша к стоматологу, а тот упирается ножками, кричит и плачет, то она берет на себя всю полноту ответственности, потому что знает: от кариеса зубки ее ребенка развалятся.
Что касается психиатрии, эта линия поведения особенно актуальна, потому что часто в случае эндогенных заболеваний у больного теряется критика к своему состоянию. Нет четкого понимания того, что он заболел, что с ним творится что-то неладное.
Вот в Америке человек без психоаналитика чихнуть не может, а у нас порой человек страдает долгое время и никак не обратится к врачу. Нужен какой-то срединный путь. Не нужно никаких шараханий, никаких противопоставлений. Ведь и лекарства, и усилия врача тоже благословляются Богом.

— Что такое соматизация? Что говорит медицина о влиянии нервных расстройств на состояние всего организма человека?

— Вообще, это отдельное направление в психиатрии. Называется оно “психосоматика”. Согласно статистике 80% всех заболеваний развивается на нервной почве. Так, в 30-х годах ХХ века ученые стали говорить о личностных особенностях людей, которые страдают теми или иными заболеваниями. Появились понятия “артритическая личность”, “язвенная личность”, “коронарная личность”. О последней группе в 1970 году в США вышла монография “Поведение типа А и ваше сердце”. Авторы называют этих людей “амбициозные персоны” и пишут о том, что они любят заседать в президиуме, сидеть в первых рядах, невероятно волнуются, если, например, их машина застревает в уличной пробке или они проигрывают в шахматы ребенку. У таких людей, как выяснилось, кровь сворачивается в несколько раз быстрее, у них чаще бывают сбои сердечной деятельности.
В связи с этим можно нарисовать такую схему: характер – болезнь. Но, судя по моему опыту, схема эта неполная. Откуда у человека берется такой характер? Я думаю, вследствие греховных страстей, которые долгое время хозяйничают в его душе, в его теле. А если человек не знает благодати Таинств, не знает Бога, то живет с этими страстями и не может осознать причинно-следственной связи. Схема, на мой взгляд, будет выглядеть так: греховная страсть – характер – болезнь.
Есть даже такое понятие в медицине – “алекситимия” (психологическая характеристика личности – ред.). Врачи утверждают, что психосоматические заболевания развиваются потому, что человек не проговаривает какие-то конфликты. Смотрите, какое верное наблюдение. Только давайте дополним его: человек не исповедует эти конфликты. Здоровье души и здоровье тела, как показали наблюдения ученых, находятся в неразрывной связи.

— Стремительный ритм нашей жизни кардинально отличается от неторопливого распорядка дня прежних поколений. Может быть, именно он виноват в том, что у современных людей часто наблюдаются “синдром хронической усталости” и чувство опустошения?

— Практически на все вопросы в отношении душевных заболеваний напрашивается один и тот же ответ: безблагодатная, безбожная жизнь. Говорю это без всякого упрека. Молодой человек тешит себя перспективами, он молод, здоров, у него множество планов. Пожилой оказывается в более сложной ситуации: здоровье подорвано, дети выросли, может быть, материальных ценностей он не накопил или они обесценились в ходе реформ. И что? Остается злость, раздраженность, ненависть.

— Между понятиями “уныние” и “депрессия” можно ли поставить знак “=”?

— Нет, нельзя. Уныние – это греховная страсть, а депрессия – это болезнь. Видов депрессии множество, но я укажу два самых главных: невротические и эндогенные.
Невротические депрессии всегда связаны с конфликтом, с тем, что в сознании человека сталкиваются разнонаправленные мотивы. И от этого в душе возникает тяжелая психотравмирующая ситуация. Здесь нужен поиск выхода. Решение часто приходит через молитву, через смирение. В этом корень лечения невротических состояний.
Появление эндогенных депрессий связано с тем, что в какой-то степени меняется обмен веществ в мозге. Есть такие вещества как серотонин, дофамин, норадреналин. При такой форме депрессии содержание этих веществ в мозговых структурах либо резко сокращается, либо падает до нуля. И в этом случае, конечно, нужна терапия, нужны лекарства.

— Что такое истерия? Какова ее природа?

— Я много думал: грех это или болезнь? А потом понял, что в данном случае грех настолько изменяет естество человека, что потом формируется и болезнь.
Истерия – это делание дел напоказ. Истерику нужны два условия: выгода и зритель. Вот мама кормит малыша, а он не хочет есть. Тогда он падает на пол и бьется в конвульсиях… А что делает мама? “Успокойся, сыночек, возьми конфетку, только не плачь!” У ребенка типичная истерическая реакция. А как повела себя мама? Она удовлетворила реакцию малыша. Можно не сомневаться, что в будущем он еще много, много раз поведет себя так же.
Можно задаться вопросом: могла ли развиться истерия у Робинзона Крузо? Наверное, нет. Некому было это демонстрировать.
Как реагировать на истерическое поведение? Строго и спокойно.
Мы часто видим на манифестациях людей, которым очень важно самолюбование. И у некоторых политиков заметны черты истерического поведения. А современная поп-культура? Это какой-то истерический апофеоз. Увы, вся наша жизнь от детского сада до пенсии учит человека истеричности. Давайте не учиться этому. Гордость, тщеславие, позерство, самолюбование, делание дел на показ – вот духовная составляющая истерического поведения.

— В Вашей практике Вам приходилось встречаться со случаями одержимости? Или это сложно определить?

— Я сам не дерзаю ставить какие-то духовные диагнозы, но если вижу, что передо мной больной человек, нуждающийся в срочной квалифицированной психиатрической помощи, то однозначно говорю его родственникам: на отчитку вести его не надо.
В “Основах социальной концепции РПЦ” четко сказано о разграничении сфер деятельности верующего психотерапевта и священнослужителя. Там говорится о том, что врач-психотерапевт предшествует встрече со священником. Он готовит человека к этой встрече.

— Ваше отношение к использованию гипноза и кодирования для лечения алкоголизма и других зависимостей. Допустимы ли такие методы?

— Конечно, гипноз как насилие над личностью недопустим. В отношении кодирования высказываются разные точки зрения. Некоторые рассуждают так: вот, мол, остановили пьянство, и у человека будет шанс исправиться. Лично я не соглашаюсь с таким мнением.
Одна моя знакомая выполнила частное исследование и посмотрела, как ведут себя закодированные. Многие пить, действительно, прекращают. Но она составила таблицу, где был приведен перечень психических расстройств, которые наблюдаются у людей, прошедших эту процедуру: стойкая бессонница, психосоматические заболевания, психопатизация характера. Жены закодированных иногда жалуются: раньше муж выпивал, но был помягче, а теперь это какой-то нелюдь, который курит по две пачки в день, не может устроиться на работу, ни с кем не разговаривает, нелюдим. Разве это исцеление?!
Мы знаем, что пьянство – это недуг также и греховный, тяжелейшая греховная страсть. Без покаяния, личной решимости этот грех никак не уврачуется. То же касается и наркомании.
Наркология пришла в какой-то тупик. Врачи умеют только хорошо снимать явление абстиненции (комплекс психических и физических расстройств – ред.). И все наркологические центры разнятся только сервисом, больше ничем! Лечить наркоманию или алкоголизм не умеют!
Только в Церкви лечат наркоманию. Там мы, действительно, видим ремиссию. Никогда не забуду одного юношу, который сказал: “Я пришел в православный реабилитационный центр исцелиться от наркомании, а обрел веру, обрел смысл жизни”.

— Порой состояние психически больных, которые разговаривают с “невидимыми духами”, агрессивны, вызывают у окружающих мистический страх или отвращение. Каким должно быть отношение христианина к душевнобольному?

— Да бывают психические заболевания, когда человек начинает слышать голоса, видеть галлюцинации. Если больной человек верующий, то естественно, в фабуле его переживаний будут находиться религиозные образы. И это может дать повод его неверующим родственникам сказать: “Домолился!”. Но нет, нет, нет – Церковь никогда не приведет к шизофрении.
Когда 16 лет назад я начинал изучать эту проблему, не было ясной точки зрения: психические болезни – что это? Беснование, одержимость или только компетенция психиатров? А “Социальная концепция” расставила все точки.
Мои исследования шли в этом же русле. Болезни психические — это Господом возложенный крест, который нужно претерпеть, безропотно нести. Это важно. Психическая болезнь — это частный случай греховного повреждения. И эти больные нуждаются в сострадании. Я порой получаю письма с благодарностью, где больные пишут: “Спасибо вам, доктор, что Вы из года в год повышаете наш статус в Церкви”.

Раньше в духовных школах был предмет, который назывался “пастырская психиатрия”. И есть прекрасные работы известного психиатра, сына священника Рязанской епархии, глубоко верующего человека Дмитрия Евгеньевича Мелехова. Его работы были интересны не только мирянам, но и священнослужителям. Он расписывал по пунктам, как пастырь может распознать, что его подопечный психически болен.

Мне кажется, что надо развивать общую культуру, медицинскую культуру, духовную, доброе христианское отношение, не пленяться страхом, не уходить в панику, не думать, будто бы Бог покинул нас. Нет, нужно относиться к психически больным с христианским милосердием, любовью и состраданием.

«Церковное слово», № 7, 2008, Минск

Использованные источники: www.pravmir.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Неврастения и бессонница

  Бессонница роман крона

  Психозы и их приемы

  Головокружение бессонница невроз

Можно ли сойти с ума на религиозной почве?

Я всякую почву видел. Но если бы увидел почву религиозную, то точно бы с ума сошел! Как на ней выращивать траву и мох?

Осмелюсь скромно предположить, что сойти с ума можно от всего на свете, так как сознание человека непредсказуемо, а подверженность зависимости может быть от любого предмета или понятия. Все хорошо в меру, ребята!

Можно как и от атеизма. Если человек не верит в Бога, а во всякую чушь, помимо Бога, то неизбежно человека это приводит к умалишению. Хочешь это проверить на себе.

«На кощунствующих надо смотреть как на больных, от которых мы требуем, чтобы они не кашляли и не плевали.» Прп. Никон Оптинский.
1. «У кого сердце наполнено страстями, у того ими же и язык приводится в движение. Если станет говорить и о духовном, то будет рассуждать под влиянием страсти. Мудрый замечает такого человека при первой встречи, и чистый обоняет его зловоние.» Прп. Исаак Сирин.
2. «Неведение Бог — от бесчувствия и безумия твоей души.» Прп. Антоний Великий.
3. «Бог гордым противится. » Пртч. 3:34.
Пресвятая Богородица, спаси нас!

Религиозное помешательство (paranoia religiosa) как отдельную болезненную форму очертил В.П. Сербский.
Заболевание чаще встречается у людей неуравновешенных, скудоумных, мечтательных, отличающихся наклонностью к таинственному, чудесному.
Началу заболевания предшествуют экзальтация, чувство просветления, сладострастное возбуждение.
В сфере восприятия отмечаются:
— зрительные галлюцинации, на протяжении которых возникают отверстое небо, лики Христа, святые, Божья матерь;
— слуховые галлюцинации о возложении высокой миссии, ложные узнавания.
Содержанием мышления является религиозный бред о божественном призвании (мужчины — пророки, мессии; женщины — Христовы невесты, Богоматери).

Терапевтический регресс религиозного и архаического бреда у обследованных больных с психическими расстройствами шизофренического спектра соответствовал основным закономерностям терапевтического регресса бреда, описанных Р. Я. Вовиным (1972), и включал три основные варианта:
1) распад бреда (полное исчезновение бредовых переживаний с появлением в финале критического к нему отношения),
2) дезактуализация бреда (та или иная степень утраты значимости бреда при сохранении его основного содержания),
3) видоизменение (возникновение новой психопатологической структуры с поглощением или вытеснением старой).
Как показало настоящее исследование, распад бреда отмечался в течение двухнедельного периода с начала лечения у 18 (13,5%) больных I гр. и 8 (8,4%) II гр. Сопоставление не выявило достоверных различий случаев распада при религиозном и архаическом бреде. В том и другом случаях состояние больных характеризовалось острым чувственным бредом с то усиливающимся, то затухающим эмоциональным напряжением, тревогой, страхом, растерянностью, иногда сочетанием тревоги с экстатическими переживаниями.
Бредовые восприятия отличались непостоянством, лабильностью, их связывало лишь чувство измененности окружающего, в дальнейшем интерпретируемое как влияние космоса, потусторонних сил, параллельных миров. По мере незначительного снижения тревоги появлялись интуитивные догадки с апокалипсическим смыслом (наступает судный день, пора спасаться и т. д.). По миновании острых аффективных проявлений окружающий больного мир терял те качества, которыми он наделялся в период бредообразования, и намечалась тенденция к полной редукции психоза.

Использованные источники: qna.center

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Анафранил от бессонницы

  Неврастения и бессонница

  Психозы в реанимации

  Йога для лечения бессонницы

Новое в блогах

Связь религии и шизофрении

Что следует из нижепреведенной статьи
Оказывается, сходство острой шизофрении и религиозного переживания психиатрия заметила давно. Есть теория г-на Боисена, в которой он объяснил собственное шизофреническое заболевание в 1920 году.

У него было пять отдельных приступов, которые он рассматривал как глубокое и безошибочное разнообразие.

В чем суть. Психоз — это религиозный процесс, при котором, личность, находящаяся в расстройстве, пытается усвоить важные аспекты философии жизни.

Боисен верит, что эмоциональный сдвиг при шизофрении может, как построить личность, так ее и разрушить. Люди, перенесшие опыт психоза, становятся доступными новому, неожиданному смыслу, вот тут и появляется Бог. Болезнь несет в себе пророческий элемент. На Востоке этим объясняется особое почтение к умалишенным.

Возникает вопрос: «Насколько правдив отчет о духовном мире человека с ненормальным восприятием и мышлением?» Шизофреники испытывают наибольшие трудности при различении фантазии и реальности. На это наслаиваются бредовые расстройства. Помимо нарушения мышления, они не могут интерпретировать внешние события из-за травмированного восприятия.

Чувствуете связь с религией? Выдавать желаемое за действительное, придавать обычным вещам неожиданный смысл. Например, вино превращается в кровь, хлеб в плоть(мясо) и тд

Шизофрения — религиозный опыт, вследствие чего возникают чувства тайны, идеи, о которых человек ранее не слышал, обнаружения себя находящимся в тесной зависимости с могущественной личной силой, которую он называет Бога.

А психиатр Лове подтвердил, что религиозность следствие расстройства, а не его причина.

Т.е. сначала человек заболевает, а потом его тянет к Богу.

Не во всем согласен, но знаю, многих людей, пришедших к Вере, вследствие тяжелых психических нарушений.

Специально отмечу что может стать причиной шизофрении.
Наркотики, наследственность, стрессы и т.д. Если стрессы, то какие?

Очень часто шизофренией заболевают в ранней юности.

Человек, хочет реализовать себя, как можно эффективней и если ему не удается, то это может послужить толчком.

Смерть в семье, потеря работы или разрыв отношений, который может усугубить шизофрению или вызвать рецидив.

Мы это с Вами здесь уже называли страхом перед жизнью. Когда боишься, хочется защиты и переложить на кого-нибудь ответственность. Вот зачем нужен Бог.

Использованные источники: maxpark.com