Психоз в переходном возрасте

Как своевременно распознать расстройство психики у ребенка или подростка

Основные виды психических расстройств, которые характерны для взрослых людей, встречаются в детском возрасте и у подростков. Своевременное установление диагноза в этом случае имеет огромное значение, поскольку влияет на лечение и дальнейший прогноз развития тяжелой психопатологии. Расстройства психики у детей школьного возраста чаще всего ограничиваются следующими категориями: депрессия, шизофрения, тревожность и нарушения социального поведения. Также у подростков нередки психосоматические нарушения, не имеющие под собой органических причин.

Депрессия

Наиболее часто в подростковом возрасте встречаются расстройства настроения (депрессии), которые могут иметь самые опасные последствия. В это время все его существование кажется подростку безнадежным, он все видит в черных тонах. Неокрепшая психика является причиной возникновения суицидальных мыслей среди молодежи, и эта проблема приобрела важное медицинское значение.

В большинстве случаев депрессия начинается с жалоб ребенка на свое нервно-психическое состояние и субъективные ощущения. Подросток изолируется от окружающих и уходит в себя. Он чувствует себя неполноценным, подавлен и зачастую агрессивен, при этом его критичное отношение к себе еще больше усугубляет тяжелое психическое состояние. Если подростку не оказать в этот момент медицинскую помощь, то можно потерять его.

Указать на проблему могут ранние симптомы заболевания:

  • У ребенка меняется поведение без видимых причин.
  • Ухудшается успеваемость.
  • Появляются нарушения сна и постоянное чувство усталости.
  • Ребенок отдаляется, уходит в себя, может целыми днями лежать без дела.
  • Подросток проявляет повышенную агрессивность, раздражительность, плаксивость.
  • Не делится переживаниями, становится отрешенным, забывчивым, игнорирует просьбы, все время молчит, не посвящает в свои дела и раздражается, если у него спрашивают.
  • Подросток страдает булимией или полным отсутствием аппетита.

Список можно продолжить, но если у подростка наблюдается большая часть перечисленных признаков, то следует безотлагательно обратиться к специалисту. Детские психические расстройства надо лечить у врача, специализирующегося на лечении подростковых психопатологий. Лечение депрессии чаще всего включает комбинацию фармакологического и психотерапевтического воздействия.

Шизофрения

Своевременное выявление и фармакотерапия начальной стадии шизофрении в детском и подростковом возрасте способствует улучшению прогноза в будущем. Ранние признаки этого расстройства расплывчаты и схожи с обычными проблемами переходного возраста. Однако через несколько месяцев картина меняется, и патология становится более отчетливой.

Считается, что шизофрения всегда проявляется бредом или галлюцинациями, но в реальности ранние признаки шизофрении могут быть самыми разнообразными: от навязчивостей, тревожных расстройств до эмоционального обеднения и т.д.

Признаки психического расстройства у детей школьного возраста и подростков:

  • У ребенка ослабевают теплые чувства по отношению к родителям, меняется личность. Возникает беспочвенная агрессия, злоба, раздражение, хотя взаимоотношения со сверстниками могут оставаться прежними.
  • Начальные симптомы могут выражаться в виде утраты былых интересов и увлечений, при этом новые не появляются. Такие дети могут бесцельно слоняться по улице или бездельничать, не выходя из дома.
  • Параллельно ослабевают низшие инстинкты. Пациенты утрачивают интерес к пище. Они не чувствуют голода, могут пропустить прием пищи. Кроме того, подростки становятся неряшливыми, забывают менять грязные вещи.

Характерным признаком патологии является резкое снижение успеваемости и потеря интереса к школьной жизни, немотивированная агрессия и изменение личности. По мере прогрессирования заболевания симптомы становятся более явными, и специалист сможет без труда распознать признаки шизофрении.

Психосоматические нарушения

В подростковом возрасте нередко возникают психосоматические нарушения: боли в животе или голове, расстройства сна. Эти соматические проблемы вызваны психологическими причинами, связанными с возрастными изменениями в организме.

Стрессы и нервное напряжение, вызванное школьными и семейными неурядицами, выливаются у подростка бессонницу и плохое самочувствие. Школьник с трудом засыпает вечером или слишком рано пробуждается в утренние часы. Кроме того, он может страдать кошмарными сновидениями, энурезом или лунатизмом. Все эти расстройства являются показанием для обращения к врачу.

Школьники, как девочки, так и мальчики, часто страдают упорными головными болями. У девочек это иногда связано с определенным периодом менструального цикла. Но в основном они возникают без органических причин, как при респираторных заболеваниях, а вызваны психосоматическими нарушениями.

Эти болезненные ощущения вызваны повышением тонуса мышц, и мешают ребенку нормально заниматься в школе, выполнять домашние задания.

Обследование малышей до 6 лет

Оценка психического здоровья ребенка является более сложной задачей, чем обследование взрослого пациента. У малышей не хватает языковых и когнитивных возможностей, чтобы описать свои эмоции и ощущения. Таким образом, врач должен опираться в основном только на данные наблюдения за ребенком родителей и воспитателей.

Первые признаки болезни у детей дошкольного возраста:

  • Нервные и психические расстройства после 2-х лет возникают из-за того, что мать ограничивает самостоятельность ребенка и чрезмерно опекает его, продолжая грудное вскармливание подросшего малыша. Такой ребенок пуглив, зависим от матери, нередко отстает от сверстников в развитии навыков.
  • В возрасте 3-х лет нарушения психики выражаются в повышенной утомляемости, капризности, раздражительности, плаксивости, нарушениях речи. Если подавлять общительность и активность трехлетнего ребенка, это может привести к замкнутости, аутичности, будущим проблемам во взаимодействии со сверстниками.
  • Невротические реакции у детей 4-х лет выражаются в протесте против воли взрослых и гипертрофированном упрямстве.
  • Поводом для обращения за помощью к врачу по поводу нарушений у 5-летнего малыша является возникновение таких симптомов, как обеднение словарного запаса, утрата ранее приобретенных навыков, отказ от ролевых игр и совместных занятий со сверстниками.

При оценке психического состояния малышей, нельзя забывать, что они развиваются в семейных рамках, а это сильно влияет на поведение ребенка.

Ребенок с нормальной психикой, живущий в семье алкоголиков и периодически подвергающийся насилию, на первый взгляд может иметь признаки психических нарушений. К счастью, в большинстве случаев детские психические расстройства имеют легкую степень и хорошо поддаются терапии. При тяжелых формах патологии лечение проводится квалифицированным детским психиатром.

Использованные источники: depressia911.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Как бессонница в час ночной киш

  Анафранил от бессонницы

  Неврастения и бессонница

Как справиться с трудностями переходного возраста рассказала психотерапевт

Переходный возраст — трудный период. Перепады настроения, депрессия, психосоматические расстройства. В какой помощи нуждаются подростки на этапе взросления, что ищут в виртуальном мире и как переживают непонимание близких, рассказала психотерапевт Дзержинской ЦРБ Елена КУЧКО.

— Зачастую к психотерапевту подростка приводят родные и близкие. Родители недоумевают: еще недавно ребенок был веселым и доброжелательным, а теперь замкнулся, грубит и не хочет никого видеть. Иногда молодые люди с этими проблемами сами обращаются к врачу. Между тем данные симптомы имеют конкретную причину.

— В переходном возрасте психика подростка становится особенно ранимой…

— Нервная система подростков лабильная. Они могут тревожиться по поводу централизованного тестирования, выпускных экзаменов. Школьники перестают спать, плохо едят, нервничают. У них появляется так называемая сверхценная идея — поступить в вуз и только на определенную специальность. Важную роль в этот период для подростков играют личные взаимоотношения, отношения с близкими.

— В каких случаях показана медикаментозная терапия?

— Все зависит от того, насколько сильно выражены тревожность, апатия. Иногда приходится подключать лекарства. Разобраться в себе очень сложно. Цель психотерапии — научить человека заботиться о себе, улучшить качество своей жизни.

— Может ли невроз перерасти в психоз?

— Нельзя сказать, что запущенный невроз может стать причиной более серьезного психического расстройства. Определяющее значение здесь имеет личностная предрасположенность. Большинство подростков, которые планируют или совершают суицид, находятся в измененном состоянии сознания. Те, кто страдает психическими заболеваниями, пытаются покончить с собой на почве страхов. Например, больные шизофренией начинают слышать голоса, которые побуждают их к определенным действиям. А при тяжелой, длительной депрессии, осложненной психосоматическими проявлениями, человек не видит смысла в жизни.

— Проблемы, непонимание близких… И подросток уходит в виртуальный мир, у многих из них возникает зависимость от компьютерных игр…

— Интернет создает иллюзию живого общения. Родители должны контролировать не только количество времени, проведенного в Сети, но и режим ребенка: регулярно ли спит, ест, находит ли время, чтобы прогуляться или пообщаться вживую.

Подростковый возраст — переломный момент в жизни, когда парень или девушка находится в поиске себя. Погружается в философствование, становится излишне меланхоличным, мрачным. Важно, чтобы родители поддерживали с ними контакт, разговаривали, давали возможность выразить свое мнение, эмоции. Взрослым стоит вспомнить себя в переходном возрасте. Это поможет в общении с детьми.

— Как возникает травля в школе?

— Задача классного руководителя — создать атмосферу взаимного уважения между ребятами. Если этого не происходит, в коллективе может появиться изгой. У такого подростка низкая самооценка, он очень стеснительный, не умеет постоять за себя. В этом возрасте дети особенно зависимы от мнения окружающих. Если у тебя лишний вес, какие-то другие внешние «непохожести», нет «крутых» гаджетов или модных вещей, одноклассники могут перестать общаться с тобой, дразнят, подшучивают, даже издеваются, или, наоборот, игнорируют. Взрослые (родители, учителя) должны пресекать любые попытки унижения личности, сделать все возможное, чтобы ребенок понимал: он всегда может обратиться к ним в непростой ситуации, обсудить деликатную проблему.

Использованные источники: dzr.by

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Как бессонница в час ночной киш

  Анафранил от бессонницы

  Психозы в реанимации

Помогаем зависимым
и их семьям

Чем лечить психоз у подростка

Назначают рассасывающие средства: алоэ, стекловидное тело, лидазу. При наличии соматогенной астении применяют симптоматические, общеукрепляющие, сердечно-сосудистые средства. При высоком мышечном тонусе назначают мидокалм. На этапе восстановительного лечения проводят комплекс лечебно-педагогических и психопрофилактических мероприятий. Рекомендуют этапное лечение в психоневрологическом санатории. Больным, перенесшим экзогенно-органические психозы с преимущественной аффективной симптоматикой, на протяжении 3—4 лет после выписки из стационара в профилактических целях назначают лития карбонат по 0,3—0,6 г в сутки. При этом обязательно контролируют уровень его в крови, периодически делают общий анализ мочи. Количество натрия хлорида, принимаемого с пищей, не изменяется. Психотические аффективные расстройства у детей не возникают при содержании лития в крови 0,6—0,8 ммоль/л. Уровень его определяют через 8—10 ч после последнего приема препарата, в постабсорбционный период. Назначают также 2—3 раза в год метионин, липокаин, никотиновую кислоту, инсулин в малых дозах, ощелачивающие средства, диету с ограничением жиров, дегидратационные препараты. Рекомендуют соблюдение щадящего режима, в отдельных случаях временный перевод на индивидуальное обучение на дому, выделение дополнительного выходного дня, при необходимости — освобождение от экзаменов. Обучение в течение 1 года — 2 лет в условиях санаторной школы-интерната для детей с психоневрологическими заболеваниями. Психотерапия (поддерживающая, семейная).

Основой реактивных психозов является реакция личности на психические стрессовые ситуации. Выделяют острые шоковые реакции, подострые и затяжные реактивные психозы Чем острее действует психическая травма, тем меньшую роль играют ситуация, личность. Возникновению реактивных психозов способствуют церебральная резидуально-органическая недостаточность, акцентуации характера, соматогенная ослабленность и другие факторы, уменьшающие адаптивные возможности личности.

Острые шоковые реакции (МКБ-10—F43.0) являются следствием сильного эмоционального потрясения, возникающего в ответ на внезапно действующие раздражители (крик, драка, устрашающий рассказ, неожиданная перемена обстановки) у маленьких детей и внезапную тяжелую психическую травму (стихийные бедствия, катастрофа, смерть или болезнь близких) — у подростков.

Диагноз. Следует учитывать тесную связь психоза с психотравмой, психологически понятные, ситуационно обусловленные переживания в клинической картине, которые проходят после окончания действия психотравмы.

Лечение обязательно стационарное. Большое значение имеет психотерапия, направленная на поиск выхода из психотравмирующей ситуации. Благоприятный для психотерапии фон создают с помощью нозепама (оксазепама), диазепама, хлозепина (хлордиазепоксида). Назначают амитриптилин, амизил, нормализующие сон, а также нейролептики (сульпирид, тиоридазин), карбамазепины. При астенодепрессивном варианте Р. д. п. эффект может быть получен с помощью сиднокарба. При делинквентной окраске депрессии назначают тиоридазин или перициазин (неулептил). Индивидуальная психотерапия должна сочетаться с семейной.

Реактивный параноид (МКБ-10—F43.9) является редким заболеванием у детей, но чаще встречается в подростковом возрасте. Его возникновению способствует обстановка всеобщей напряженности, подозрительности, недоверия. Имеет значение специфический характер психотравм — реальная опасность для жизни и благополучия больного или его близких, а также индивидуальные особенности пациента (инертность нервных процессов, повышенная внушаемость, невысокий интеллект, наличие эпилептоидной, конформной акцентуации личности). Клиническая картина развивается остро после короткого продромального периода в виде бессонницы, растерянности с аффектом страха и последующим бредовым толкованием окружающего. Переживания больного яркие, красочные, эмоционально насыщенные, носят калейдоскопический характер. Преобладают бредовые идеи преследования и отношения. Расстройства восприятия по типу аффективных иллюзий тематически связаны с бредовыми переживаниями. В редких случаях наблюдается полный отказ от пищи, обусловленный идеями отравления. Длительность Р. п. — до 5—10 дней, но бывают и затяжные варианты при соответствующих преморбидных особенностях подростка.

Лечение. В стационаре назначают нейролептические препараты (левомепромазин, аминазин, хлорпротиксен), транквилизаторы типа сибазона (диазепама) в инъекциях, общеукрепляющие, дезинтоксикационные средства. В острый период показана психотерапия отвлечения от болезненных переживаний, в дальнейшем — рациональная психотерапия.

Оглавление темы «Психические нарушения у детей.»:

Рекомендуемое нашими посетителями:

Ждем ваших вопросов и рекомендаций:

Материалы подготовлены и размещены посетителями сайта. Ни один из материалов не может быть применен на практике без консультации лечащего врача.

Материалы для размещения принимаются на указанный почтовый адрес. Администрация сайта сохраняет за собой право на изменение любой из присланных и размещенных статей, в том числе полное удаление с проекта.

Лечение психозов у подростков

Психоз является нарушением психической деятельности, при котором человек страдает от галлюцинаций, помрачнения сознания, бредит. Его психические реакции грубо противоречат объективной действительности. Поведение дезорганизовано, критическое отношение к своему состоянию и поведению отсутствует.

Подростковый возраст — непростой период в жизни человека. В это время происходят изменения внутри организма, выстраивается система ценностей и жизненных ориентиров, формируются социальные связи. В этих условиях психозы у подростков — нередкое явление (около 10-20 % тинейджеров нуждаются в обследовании и лечении).

Причинами таких нарушений считаются:

  • наследственность;
  • органические заболевания;
  • стрессовые ситуации;
  • психологические травмы;
  • гормональные нарушения;
  • психические заболевания.

На начальной стадии психоз проявляется проблемами с концентрацией внимания, нарушениями сна, подавленностью или чрезмерной радостью. Возникают тревога и беспокойство, подозрительность к окружающим, стремление к самоизоляции от родных и друзей. Позднее развиваются слуховые и зрительные галлюцинации, депрессивная подавленность, суицидальные мысли.

Как лечат психозы у подростков?

Ребенка в состоянии психоза направляют на обследование к психиатру либо сразу помещают в стационар (при остром психозе). Для уменьшения выраженности психотической симптоматики применяют медикаментозную терапию. Также больному оказывается психотерапевтическая помощь — проводят индивидуальную, семейную психотерапию, модификацию поведения. Транквилизаторы используются исключительно при агрессивном поведении.

В процессе ведения пациента врач учитывает текущую фазу течения патологии (депрессивную, маниакальную, выздоровление, период между острыми приступами). Для каждой фазы применяются соответствующие методы лекарственного лечения, психологической помощи и социальных вмешательств.

Важно понимать, что в детском и подростковом возрасте необычное поведение не всегда свидетельствует о проблеме. Например, маленькие дети часто общаются с воображаемыми друзьями. Или в ответ на потребности своего организма подросток может начать спать больше обычного. Но если у родителей появились сомнения, лучше сразу обратиться к специалисту и развеять их.

о наших профессионалах

Хотелось бы поблагодарить замечательного врача Дмитрия Владимировича Самохина за профессионализм и внимательное отношение!Самочувствие стало намного лучше! Большое спасибо!Также отдельное спасибо персоналу амбулатории!

Спасибо большое всему персоналу ,за заботу и внимание. Огромное спасибо врачам за хорошее лечение. Отдельно, Инне Валерьевне, Баграту Рубеновичу, Сергею Александровичу, Михаилу Петровичу. Спасибо за понимание, терпение и профессионализм. Очень рада что пролечилась именно здесь.

Хочется выразить огромную благодарность вашей клинике! Отметить профессионализм как врачей, так и младшего мед. персонала! Привезли меня к Вам на «полусогнутых» и «камнем на душе». А выписываюсь с уверенной походкой и радостным настроением. Отдельное спасибо «кухне» лечащим врачам Баклушеву М.Е, Бабиной И.В, м/с Гале, процедурной м/с Елене, Оксане. Также спасибо замечательному психологу Юлии! А также всем дежурным врачам.

«Клиника Преображение»: сильнейший психиатрический центр в Москве. Для вас: хорошие психотерапевты, консультации врачей психиатров, психологи и другая психиатрическая помощь.

Психиатрическая «Клиника Преображение» © 1990 — 2017

Использованные источники: steinart.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Как бессонница в час ночной киш

  Анафранил от бессонницы

  Неврастения и бессонница

Признаки психических расстройств у подростков (Продолжение)

Продолжая описывать характерные признаки психических расстройств, хочу подчеркнуть, что данные виды расстройств, становятся явными, «расцветают», именно в подростковом возрасте, поэтому их часто называют специфическими психическими расстройствами пубертатного возраста или типичными для подростков.

Деперсонализация – это сложное психическое расстройство, при котором происходит искажение восприятия себя, своих чувств, ощущений, своего тела, иногда и восприятия окружающего мира. Выделяют три вида деперсонализации, которые различаются по длительности и степени выраженности симптомов.

— мир воспринимается, как будто не реальный, не настоящий, иллюзорный

— искажается не только зрительное восприятие (краски поблекли, всё как в тумане или, наоборот, всё очень чётко, до мельчайших частиц), но слуховое и тактильное, и, даже, вкусового восприятие (не чувствую вкуса, всё стало пресным или, наоборот, очень солёное, горькое)

— теряется самосознание, собственное «Я»

— не чувствуются страх, нежность, любовь и другие эмоции. Чувства как будто исчезли

Если в детском возрасте имело место патологическое фантазирование с перевоплощением себя, в какого-либо персонажа, то в подростковом возрасте может происходить полная или частичная замена собственного «Я» на выбранный персонаж.

Соматическая деперсонализация – самоназвание, говорит о том, что искажение самосознания начинают затрагивать и тело.

— части тела становятся «чужими», появляется разрозненность движений

— собственный голос воспринимается как посторонний, слышимый издалека

— появление тревоги и страхов, связанных с ощущением тела

Деперсонализация может проявляться в картине различных состояний и заболеваний – от психического здоровья до тяжёлых форм эпилепсии и шизофрении.

Метафизическая интоксикация представляет собой абстрактную, лишённую доказательств, изматывающую мыслительную деятельность, направленную на понимание экзистенциальных вопросов.

— размышление, философствование, рассуждения на определённые темы

— создание собственных «учений». Чаще всего, эти идеи касаются понятий смысла жизни, предназначения, судьбы, свободы, смерти.

— постепенное ограничение в общении со сверстниками, а затем и полная изоляция

— отказ от увлечений и хобби, кроме собственной «теории», всё становиться не важным

— отказ ходить в школу, в виду не целесообразности, относительно собственной «теории»

Если такие идеи носят сверхценный характер и продолжительны по времени, то постепенно они перерастают в бредовое расстройство, наблюдающееся при шизофрении.

Поведенческие расстройства – проявляются в конфликтах с родителями, друзьями, педагогами. В стремлении примкнуть к асоциальной группировке, влечение к курению, употреблению наркотиков, грубости, негативизму, при этом, подростки не редко отказываются посещать школу. Выделяют девиантное и делинквентное поведение.

— протестное поведение (игнорирование правил морали, поведения в обществе),

— желание принадлежать определённой социальной группе

Это происходит постепенно, и начинается сначала с нарушения правил поведения в школе, в дальнейшем появляется домашнее воровство, бродяжничество, употребление алкоголя. Если подростку вовремя не оказывается помощь, появляется уже и деликвентное поведение.

— противоправное поведение (кража, разбой, наркомания и т.д.)

Чаще всего поведенческие расстройства являются следствием той семейной ситуации, в которой находиться подросток. Не редко это семьи с финансовыми трудностями, один из членов которой, а иногда и оба, страдают какой-либо зависимостью. Кроме этого, поведенческие расстройства могут наблюдаться и при разных видах психопатий.

Гебоидные растройства характеризуются деспотичным агрессивным поведением, искажением инстинктов и влечений, потерей продуктивной деятельности.

— появление чрезмерно ранней и извращённой сексуальности и садизма

— эмоциональная холодность, не способность сопереживать.

— утрата нравственных установок (честь, достоинство, добро и зло)

— потеря интереса к учёбе

— частичная или полная изоляция

В большинстве случаев гебоидные расстройства проявляются в рамках подростковой и юношеской шизофрении.

В этой статье были рассмотрены признаки наиболее типичных для детского возраста психических расстройств. Материал для статьи взят из лекций детского врача психиатра, президента Ассоциации Детских психиатров и Психологов А.А. Северного. Отдельно в следующей статье будет рассмотрено проявление депрессии у детей и подростков.

Буду благодарна вам за выражение одобрения этой публикации (если она вам приглянулась) в форме «сказать спасибо» (чуть ниже)

Использованные источники: www.b17.ru